Круглый стол "Художник,власть,школа"

Круглый стол является дополнительной программой к выставке "Другой Бродский"

Выставки 16+

В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения одного из интереснейших художников начала XX века — Исаака Израилевича Бродского. В конце ХХ века сложилось устойчивое однобокое представление о Бродском, как о художнике, фиксирующем образы советской партийной элиты — Ленина, Сталина и других. На выставке, которая откроется 13 декабря мы предлагаем вам посмотреть на жизнь и творчество Бродского непредвзято. С одной стороны, он, действительно, официальный художник, пропагандировавший идеи и мировоззрение нового молодого советского государства. Но с другой стороны — это блестящий профессионал, получивший образование в Петербургской Академии художеств, любимый ученик Репина, автор лирических пейзажей, отличающихся неповторимым «ажурным» стилем и тонкой музыкальностью, автор многочисленных портретов с яркой характеристикой. «Охарактеризовать творчество Исаака Израилевича Бродского в коротких словах — чрезвычайно трудная и ответственная задача», — писал в связи с посмертной выставкой произведений выдающегося советского живописца и рисовальщика, открывшейся в Ленинграде в 1941 году, его друг, художник и искусствовед Н. Э. Радлов.

На выставке представлены в основном пейзажи и портреты дореволюционного периода творчества. Уже в студенческих работах 1907 года художник нашел свою тему, свое понимание природы, свой стиль «ажур». «Старая церковь в Тверской губернии», «Академическая дача», «Сквозь ветки» — этюды, выполненные Бродским на Академической даче. Необычен портрет Людмилы Бурлюк, написанный в 1906 году в имении «Козырщина» Полтавской губернии, куда Бродский был приглашен поэтом-футуристом Давидом Бурлюком, его соучеником по Одесскому художественному училищу, братом Людмилы. Острое композиционное решение, придуманное Бродским, свежий колорит, жанровый характер изображенной сцены делают этот женский портрет оригинальным и запоминающимся. Бродский часто обращался к излюбленной им теме — дети в саду, на лужайке, на аллеях парка, играющие под надзором нянюшек и матерей — «Дети на лужайке», «В окрестностях Парижа», «Праздник в деревне», создавая многочисленные вариации этой темы, разрабатывая и совершенствуя композиционные и колористические приемы. Впервые эта тема прозвучала в его дипломной работе в 1908 году. Бродский представил картину «Теплый день», изображающую аллею залитого солнцем сада с множеством играющих детей. Картина получила прекрасные отзывы, глава «Мира искусства» Александр Бенуа писал о дипломе Бродского: «Бродский не живописец, а рисовальщик… Его интересует сплетение линий, развитие планов, определенность контуров. И его большая картина «Теплый день» не что иное, как огромный рисунок, почти орнаментального характера, … в хитросплетениях ветвей, в мозаике всюду рассеянных солнечных бликов, в разнообразии поз и групп. Но именно в этой определенности задачи сказывается, что Бродский — настоящий художник». Пейзажи его проникнуты настроением покоя, тишины, им присуща ясность и гармоничность мироощущения, они декоративны — «Опавшие листья» и «Аллея Летнего сада осенью». Наряду с пейзажем в творчестве Бродского большое место занимает портрет. Как портретист Бродский заявил о себе очень громко еще в дореволюционный период. Портретные работы художника созвучны его пейзажам. Для них характерна душевная теплота, стремление к правдивости, доброжелательное отношение к портретируемым персонажам. В портрете Репина 1912 года Бродский особенно правдив в передаче внешнего облика любимого учителя. У художника создан целый ряд женских портретов — «Портрет балерины Большого театра Чернобаевой», портрет второй жены художника Татьяны Петровны Мясоедовой-Бродской, эти работы отличает элегантность, эффектность, их можно отнести к понятию «салонный портрет». В позднейших портретах в творчестве Бродского появились новые черты. Портреты становятся суше, сдержаннее по цвету, тщательная передача внешних черт придает некую документальность героям его портретов. Таковы изображения представителей советской партийной элиты — Ленина, Сталина и других вождей советского государства — «В. И. Ленин на фоне Кремля», «Ленин на фоне Смольного». Лучшим изображением образа вождя явилась картина 1930 года «В. И. Ленин в Смольном», является одной из величайших картин в творчестве художника — это, несомненно, вершина «Ленинианы». Большая учебная работа Бродского «Красные похороны», рассказывает о событиях «кровавого воскресенья» 1905 года, революционная атмосфера этого года сильно повлияла на формирование характера Бродского и его дальнейшую судьбу.

Но на этой выставке, вы познакомитесь с Бродским, который смотрел на природу, как поэт, стремящийся познать мир, постичь его в художественно-поэтические образы. В реалистической основе его творчества, обращенного к жизни, следует искать то ценное, что сближает ранний период его творческой деятельности Бродского с современностью. Композиционный дар художника, опыт его академической учебы помогали ему в создании прекрасных пейзажей. Живопись Бродского отличается богатством пластики, объемом рисунка, насыщенным предметным отношением к миру, и сегодня художники могут почерпнуть много ценного для себя в творчестве Бродского, в борьбе с приблизительностью, небрежностью в трактовке формы.

«Время — беспристрастный судья — отмело все наносное, мелочное и случайное, что связывалось с его именем при жизни, все, обусловленное борьбой страстей, человеческой завистью, а подчас и глупостью. Теперь уже для всех, а не только для его почитателей, друзей и учеников, И. И. Бродский — чудесный, восторженный певец русской природы, великолепный портретист, один из основоположников советской исторической картины»2. Так совершенно справедливо напишет о своем учителе А. А. Трошичев.

Поделиться:

1598 дней назад
13 декабря 2019 14:30–17:00

Санкт-Петербург
Университетская набережная,17
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов