В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения одного из интереснейших художников начала XX века — Исаака Израилевича Бродского. В конце ХХ века сложилось устойчивое однобокое представление о Бродском, как о художнике, фиксирующем образы советской партийной элиты — Ленина, Сталина и других. На выставке, которая откроется 13 декабря мы предлагаем вам посмотреть на жизнь и творчество Бродского непредвзято. С одной стороны, он, действительно, официальный художник, пропагандировавший идеи и мировоззрение нового молодого советского государства. Но с другой стороны — это блестящий профессионал, получивший образование в Петербургской Академии художеств, любимый ученик Репина, автор лирических пейзажей, отличающихся неповторимым «ажурным» стилем и тонкой музыкальностью, автор многочисленных портретов с яркой характеристикой. «Охарактеризовать творчество Исаака Израилевича Бродского в коротких словах — чрезвычайно трудная и ответственная задача», — писал в связи с посмертной выставкой произведений выдающегося советского живописца и рисовальщика, открывшейся в Ленинграде в 1941 году, его друг, художник и искусствовед Н. Э. Радлов.
На выставке представлены в основном пейзажи и портреты дореволюционного периода творчества. Уже в студенческих работах 1907 года художник нашел свою тему, свое понимание природы, свой стиль «ажур». «Старая церковь в Тверской губернии», «Академическая дача», «Сквозь ветки» — этюды, выполненные Бродским на Академической даче. Необычен портрет Людмилы Бурлюк, написанный в 1906 году в имении «Козырщина» Полтавской губернии, куда Бродский был приглашен поэтом-футуристом Давидом Бурлюком, его соучеником по Одесскому художественному училищу, братом Людмилы. Острое композиционное решение, придуманное Бродским, свежий колорит, жанровый характер изображенной сцены делают этот женский портрет оригинальным и запоминающимся. Бродский часто обращался к излюбленной им теме — дети в саду, на лужайке, на аллеях парка, играющие под надзором нянюшек и матерей — «Дети на лужайке», «В окрестностях Парижа», «Праздник в деревне», создавая многочисленные вариации этой темы, разрабатывая и совершенствуя композиционные и колористические приемы. Впервые эта тема прозвучала в его дипломной работе в 1908 году. Бродский представил картину «Теплый день», изображающую аллею залитого солнцем сада с множеством играющих детей. Картина получила прекрасные отзывы, глава «Мира искусства» Александр Бенуа писал о дипломе Бродского: «Бродский не живописец, а рисовальщик… Его интересует сплетение линий, развитие планов, определенность контуров. И его большая картина «Теплый день» не что иное, как огромный рисунок, почти орнаментального характера, … в хитросплетениях ветвей, в мозаике всюду рассеянных солнечных бликов, в разнообразии поз и групп. Но именно в этой определенности задачи сказывается, что Бродский — настоящий художник». Пейзажи его проникнуты настроением покоя, тишины, им присуща ясность и гармоничность мироощущения, они декоративны — «Опавшие листья» и «Аллея Летнего сада осенью». Наряду с пейзажем в творчестве Бродского большое место занимает портрет. Как портретист Бродский заявил о себе очень громко еще в дореволюционный период. Портретные работы художника созвучны его пейзажам. Для них характерна душевная теплота, стремление к правдивости, доброжелательное отношение к портретируемым персонажам. В портрете Репина 1912 года Бродский особенно правдив в передаче внешнего облика любимого учителя. У художника создан целый ряд женских портретов — «Портрет балерины Большого театра Чернобаевой», портрет второй жены художника Татьяны Петровны Мясоедовой-Бродской, эти работы отличает элегантность, эффектность, их можно отнести к понятию «салонный портрет». В позднейших портретах в творчестве Бродского появились новые черты. Портреты становятся суше, сдержаннее по цвету, тщательная передача внешних черт придает некую документальность героям его портретов. Таковы изображения представителей советской партийной элиты — Ленина, Сталина и других вождей советского государства — «В. И. Ленин на фоне Кремля», «Ленин на фоне Смольного». Лучшим изображением образа вождя явилась картина 1930 года «В. И. Ленин в Смольном», является одной из величайших картин в творчестве художника — это, несомненно, вершина «Ленинианы». Большая учебная работа Бродского «Красные похороны», рассказывает о событиях «кровавого воскресенья» 1905 года, революционная атмосфера этого года сильно повлияла на формирование характера Бродского и его дальнейшую судьбу.
Но на этой выставке, вы познакомитесь с Бродским, который смотрел на природу, как поэт, стремящийся познать мир, постичь его в художественно-поэтические образы. В реалистической основе его творчества, обращенного к жизни, следует искать то ценное, что сближает ранний период его творческой деятельности Бродского с современностью. Композиционный дар художника, опыт его академической учебы помогали ему в создании прекрасных пейзажей. Живопись Бродского отличается богатством пластики, объемом рисунка, насыщенным предметным отношением к миру, и сегодня художники могут почерпнуть много ценного для себя в творчестве Бродского, в борьбе с приблизительностью, небрежностью в трактовке формы.
«Время — беспристрастный судья — отмело все наносное, мелочное и случайное, что связывалось с его именем при жизни, все, обусловленное борьбой страстей, человеческой завистью, а подчас и глупостью. Теперь уже для всех, а не только для его почитателей, друзей и учеников, И. И. Бродский — чудесный, восторженный певец русской природы, великолепный портретист, один из основоположников советской исторической картины»2. Так совершенно справедливо напишет о своем учителе А. А. Трошичев.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.